Регуляция работы сердца — биология, уроки

Регуляция работы сердца

В работе представлен конспек урока по теме: \»Регуляция работы сердца\». Также в ней присутсвуют карточки для проверки домашнего задания и закрепления пройденного материала.

Просмотр содержимого документа
«Регуляция работы сердца»

Тема урока: Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.
раскрыть связь строения сердца с его функцией, ввести понятие об автоматизме сердечной деятельности
развивать объективное отношение учащихся к ответам своих одноклассников
воспитывать внимательное отношение к своему здоровью
Оборудование: учебник, презентация, карточки с заданием
Проверка домашнего задания.
Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания (донор)
Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови (гемофилия)
Красные кровяные клетки (Эритроциты)
Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов (вакцина)
Белые кровяные клетки (лейкоциты)
Жидкая часть крови (плазма)
Группа крови универсального донора (1)
Сосуды, несущие кровь от сердца (артерии)
Кровь, насыщенная кислородом (артериальная)
Самый крупный сосуд (аорта)
Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу (вены)
Кровь, насыщенная углекислым газом (венозная)
По мнению японского профессора К. Ниши, «здоровье человека зависит от того, как обращается кровь по сосудам, насколько беспрепятственно протекает она, какова скорость и сила ее движения, насколько совершенен ее состав».
«Жизнь — это и есть движение, а движение есть жизнь».
Изучение нового материала.
Долгое время сердце было самым загадочным и непреступным органом человеческого тела.
В 1543 году А. Ве­за­лий вы­пу­стил труд о стро­е­нии че­ло­ве­че­ско­го тела, чем по­ло­жил на­ча­ло на­уч­ной ана­то­мии
Од­на­ж­ды Ве­за­лий про­во­дил вскры­тие трупа с целью уста­нов­ле­ния его смер­ти, но после вскры­тия груд­ной клет­ки он об­на­ру­жил бью­ще­е­ся серд­це. Тогда ин­кви­зи­ция об­ви­ни­ла его в убий­стве че­ло­ве­ка и при­го­во­ри­ла к дли­тель­но­му па­лом­ни­че­ству.
Сердце лягушки продолжает биться, если его вынуть из организма. Сердце собаки вне организма может сокращаться в течении нескольких суток, если через него пропускать физиологический раствор.
Впервые восстановил деятельность сердца человека русский физиолог, профессор Александр Александрович Кулябко в 1903 году . Он оживил сердце, спустя 20 часов после смерти. Сердце забилось , когда через его коронарные сосуды пропустили питательный раствор близкий по составу крови.
Способность ритмически сокращаться без внешних раздражений, под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце, называется автоматией сердца – определение записать в тетрадь
Автоматия сердца — это периодическое возникновение возбуждения в самой сердечной мышце, вызывающее ее ритмическое сокращение. Импульсы возникают в определенном участке миокарда предсердий (синусно-предсердном узле), а затем распространяются по сердечной мышце. Сердечные сокращения являются непроизвольными — человек не может их усиливать, ослаблять или изменять частоту.
Сердце работает ритмично. Сердечный цикл состоит из трех фаз:
• сокращение предсердий — 0,1 с
• сокращение желудочков — 0,3 с (вместе две фазы составляют систолу)
• одновременное расслабление предсердий и желудочков — 0,4 с (диастола).
Следовательно, весь цикл предсердия работают 0,1 с, а 0,7 с отдыхают; желудочки
работают 0,3 с, а 0,5 с отдыхают. – запись в тетрадь в виде таблицы
Фазы сердечных циклов
Этим объясняется способность сердечной мышцы работать, не утомляясь, в течение всей жизни. Сердце взрослого человека в норме сокращается в среднем 70 раз в минуту. Желудочки сердца в состоянии покоя при каждом сокращении выбрасывают около 60 мл крови. При сокращении сердца 70 раз в минуту за одну минуту сердце выбрасывает в сосуды примерно 4200 мл крови. За 70 лет жизни сердце человека перекачивает около 150 тыс. т крови. Сердце годовалого ребёнка сокращается 120-150 раз в минуту, с 1 года до 5 лет – 100 раз.
Сердце в покое за сутки сокращается примерно 100000 раз. При этом оно перекачивает около 10 т крови. Сократительную функцию сердца обеспечивает сердечная мышца. Она похожа на скелетную поперечно — полосатую мышцу.
В сердечной мышце есть особые клетки, в которых периодически возникает возбуждение, передающееся на мышечные стенки обоих предсердий и желудочков. Поэтому отделы сердца сокращаются последовательно — сначала предсердия, а затем желудочки.
Способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце, получила название автомитии сердца. Автоматия обеспечивает относительно независимую от нервной системы работу сердца.
Регуляция работы сердца.
Частота и сила сокращений сердца зависят от условий внешней и внутренней среды организма. Когда частота и сила сокращений сердца увеличиваются, в сосудистую систему выбрасывается больше крови в единицу времени. Замедление и ослабление сердечных сокращений приводит к уменьшению количества крови, поступающей в кровеносные сосуды организма. Таким образом, снабжение всех органов тела кpoвью может изменяться.
Работа сердца изменяется рефлекторно с участием автономной нервной системы. Импульсы, приходящие к сердцу по парасимпатическим нервам, замедляют и ослабляют его сокращения, а по симпатическим — усиливают и учащают их.
Гуморальная регуляция связана с гормоном надпочечников адреналином, солями кальция и другими веществами, усиливающей и учащающими сердечные сокращения. Противоположное действие на работу сердца оказывают соли калия и некоторые биологически активные вещества.
Нервная и гуморальная регуляции совместно обеспечивают очень точное приспособление деятельности сердца к условиям окружающей среды. Так, при физической работе импульсы от рецепторов мышц, сухожилий поступают в центральную нервную систему, которая регулирует работу сердца. Это усиливает поток импульсов к сердцу по симпатическим нервам. Одновременно увеличивается содержание адреналина в крови. Частота и сила сердечных сокращений возрастают. В результате удовлетворяется возросшая потребность работающих мышц в кислороде и питательных веществах.
Вставьте пропущенное слово.
1. ______________и __________________– органы кровообращения.
2. Сосуды, по которым кровь течет от сердца, называются _____________; сосуды, несущие кровь к сердцу, называются _________________, мельчайшие кровеносные сосуды – ________________ .
3. Сердце является полым мышечным органом, разделенным на ________ камеры, стенки ___________ гораздо толще стенок ____________, внутри сердца обратному току крови препятствуют _______________ и _____________клапаны.
4. Сердечный цикл занимает по времени __________ и состоит из сокращения ____________ – 0,1, с сокращения _______________ – 0,3 с и паузы – ___________________ .
5. Сердце способно сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, это явление называют _____________; ускоряют работу сердца __________________нервы и гормон ________________, а замедляют ритм импульсы _________________ нерва и гормон ___________ .
«Жизнь — это и есть движение, а движение есть жизнь. Зачастую один вид больного человека подтверждает слова: где нет движения, там нет жизни. Окаменевший неподвижный позвоночник. Напряженные застывшие мышцы шеи и затылка. Холодные безжизненные руки и ноги, в которых почти не циркулирует кровь. Этот человек думает, что болезнь пришла к нему откуда-то и вырвала его из нормального хода жизни. На самом деле все наоборот. Человек нарушил один из главных Законов Природы — закон движения. Он сам вырвал себя из вечно движущейся и вечно меняющейся природы. Он обрек себя на неподвижность — а значит, на болезнь».
Практическая работа с. 91-92 учебник
Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания
Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови
Красные кровяные клетки
Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов
Белые кровяные клетки
Жидкая часть крови
Группа крови универсального донора
Сосуды, несущие кровь от сердца
Кровь, насыщенная кислородом
Самый крупный сосуд
Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу
Кровь, насыщенная углекислым газом
Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания
Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови
Красные кровяные клетки
Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов
Белые кровяные клетки
Жидкая часть крови
Группа крови универсального донора
Сосуды, несущие кровь от сердца
Кровь, насыщенная кислородом
Самый крупный сосуд
Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу
Кровь, насыщенная углекислым газом
Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания
Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови
Красные кровяные клетки
Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов
Белые кровяные клетки
Жидкая часть крови
Группа крови универсального донора
Сосуды, несущие кровь от сердца
Кровь, насыщенная кислородом
Самый крупный сосуд
Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу
Кровь, насыщенная углекислым газом
Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания
Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови
Красные кровяные клетки
Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов
Белые кровяные клетки
Жидкая часть крови
Группа крови универсального донора
Сосуды, несущие кровь от сердца
Кровь, насыщенная кислородом
Самый крупный сосуд
Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу
Кровь, насыщенная углекислым газом
Вставьте пропущенное слово.
1. ______________и __________________– органы кровообращения.
2. Сосуды, по которым кровь течет от сердца, называются _____________; сосуды, несущие кровь к сердцу, называются _________________, мельчайшие кровеносные сосуды – ________________ .
3. Сердце является полым мышечным органом, разделенным на ________ камеры, стенки ___________ гораздо толще стенок ____________, внутри сердца обратному току крови препятствуют _______________ и _____________клапаны.
4. Сердечный цикл занимает по времени __________ и состоит из сокращения ____________ – 0,1, с сокращения _______________ – 0,3 с и паузы – ___________________ .
5. Сердце способно сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, это явление называют _____________; ускоряют работу сердца __________________нервы и гормон ________________, а замедляют ритм импульсы _________________ нерва и гормон ___________ .
Вставьте пропущенное слово.
1. ______________и __________________– органы кровообращения.
2. Сосуды, по которым кровь течет от сердца, называются _____________; сосуды, несущие кровь к сердцу, называются _________________, мельчайшие кровеносные сосуды – ________________ .
3. Сердце является полым мышечным органом, разделенным на ________ камеры, стенки ___________ гораздо толще стенок ____________, внутри сердца обратному току крови препятствуют _______________ и _____________клапаны.
4. Сердечный цикл занимает по времени __________ и состоит из сокращения ____________ – 0,1, с сокращения _______________ – 0,3 с и паузы – ___________________ .
5. Сердце способно сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, это явление называют _____________; ускоряют работу сердца __________________нервы и гормон ________________, а замедляют ритм импульсы _________________ нерва и гормон ___________ .
Вставьте пропущенное слово.
1. ______________и __________________– органы кровообращения.
2. Сосуды, по которым кровь течет от сердца, называются _____________; сосуды, несущие кровь к сердцу, называются _________________, мельчайшие кровеносные сосуды – ________________ .
3. Сердце является полым мышечным органом, разделенным на ________ камеры, стенки ___________ гораздо толще стенок ____________, внутри сердца обратному току крови препятствуют _______________ и _____________клапаны.
4. Сердечный цикл занимает по времени __________ и состоит из сокращения ____________ – 0,1, с сокращения _______________ – 0,3 с и паузы – ___________________ .
5. Сердце способно сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, это явление называют _____________; ускоряют работу сердца __________________нервы и гормон ________________, а замедляют ритм импульсы _________________ нерва и гормон ___________ .
Вставьте пропущенное слово.
1. ______________и __________________– органы кровообращения.
2. Сосуды, по которым кровь течет от сердца, называются _____________; сосуды, несущие кровь к сердцу, называются _________________, мельчайшие кровеносные сосуды – ________________ .
3. Сердце является полым мышечным органом, разделенным на ________ камеры, стенки ___________ гораздо толще стенок ____________, внутри сердца обратному току крови препятствуют _______________ и _____________клапаны.
4. Сердечный цикл занимает по времени __________ и состоит из сокращения ____________ – 0,1, с сокращения _______________ – 0,3 с и паузы – ___________________ .
5. Сердце способно сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, это явление называют _____________; ускоряют работу сердца __________________нервы и гормон ________________, а замедляют ритм импульсы _________________ нерва и гормон ___________ .

http://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/rieghuliatsiia_raboty_sierdtsa

Тема урока « Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной деятельности. Рефлекторная регуляция сердечной деятельности со стороны центральной нервной системы»

Документы в архиве:
Название документа Урок№37 8-б.doc
Тема урока « Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной деятельности. Рефлекторная регуляция сердечной деятельности со стороны центральной нервной системы»
Цель: выяснить особенности работы сердца
Задачи:

— повторить строение кровеносной системы
— раскрыть связь строения сердца с его функцией, ввести понятие об автоматизме сердечной деятельности
— развивать объективное отношение учащихся к ответам своих одноклассников.
— воспитывать внимательное отношение к своему здоровью
Тип урока : комбинированный
Оборудование: разборная модель сердца, таблица «кровеносная система».
Ход урока
— сообщение темы и задач урока
2.Контроль знаний учащихся
а) Таблички-термины (дайте четкое определение каждому термину)
Лимфатические узлы- Артериальное давление крови- Вены- Артерии-
Виды кровеносных систем- Оксигемоглобин- Инфаркт миокарда –
б) Мозговая атака. Кто быстрее других вспомнит, что означают следующие цифры и числа…
в) Подготовьте ответ на вопрос:
Что понимаете под кровообращением?
Какие органы относятся к системе кровообращения?
Два ученика слушают ответ и дают анализ ответа)
г)Тестовое задание (5-6минут)
Где начинается малый круг кровообращения?
В каком отделе сердца заканчивается большой круг кровообращения?
Какая кровь движется по легочной вене?
Где осуществляется газообмен в малом круге кровообращения?
Какая кровь в левом предсердии и левом желудочке?
Как влияют на просвет кровеносных сосудов ацетилхолин, молочная и угольная кислота?
Где начинается большой круг кровообращения?
В каком отделе сердца заканчивается малый круг кровообращения?
Какая кровь движется по верхней полой вене?
Где осуществляется газообмен в большом круге кровообращения?
Какая кровь в правом предсердии и правом желудочке?
Как влияют на просвет сосудов адреналин, норадреналин, вазопрессин?
3. Изучение новой темы
Актуализация и активизация знаний
«Сердце» Эдуардас Межелайтис ( р. 1919г. народный поэт Литвы)
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего ему есть дело.
Долгое время сердце было самым загадочным и непреступным органом человеческого тела.
Сердце лягушки продолжает биться, если его вынуть из организма. Сердце собаки вне организма может сокращаться в течении нескольких суток, если через него пропускать физиологический раствор.
Впервые восстановил деятельность сердца человека русский физиолог, профессор Александр Александрович Кулябко в 1903 году . Он оживил сердце, спустя 20 часов после смерти. Сердце забилось , когда через его коронарные сосуды пропустили питательный раствор близкий по составу крови.
Способность ритмически сокращаться без внешних раздражений, под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце, называется автоматией сердца – определение записать в тетрадь
Автоматия сердца — это периодическое возникновение возбуждения в самой сердечной мышце, вызывающее ее ритмическое сокращение. Импульсы возникают в определенном участке миокарда предсердий (синусно-предсердном узле), а затем распространяются по сердечной мышце. Сердечные сокращения являются непроизвольными — человек не может их усиливать, ослаблять или изменять частоту.
Сердце работает ритмично. Сердечный цикл состоит из трех фаз:
• сокращение предсердий — 0,1 с
• сокращение желудочков — 0,3 с (вместе две фазы составляют систолу)
• одновременное расслабление предсердий и желудочков — 0,4 с (диастола).
Следовательно, весь цикл предсердия работают 0,1 с, а 0,7 с отдыхают; желудочки
работают 0,3 с, а 0,5 с отдыхают. – запись в тетрадь в виде таблицы
Фазы сердечных циклов
Этим объясняется способность сердечной мышцы работать, не утомляясь, в течение всей жизни. Сердце взрослого человека в норме сокращается в среднем 70 раз в минуту. Желудочки сердца в состоянии покоя при каждом сокращении выбрасывают около 60 мл крови. При сокращении сердца 70 раз в минуту за одну минуту сердце выбрасывает в сосуды примерно 4200 мл крови. За 70 лет жизни сердце человека перекачивает около 150 тыс. т крови. Сердце годовалого ребёнка сокращается 120-150 раз в минуту, с 1 года до 5 лет – 100 раз.
Нервная регуляция деятельности сердца обеспечивается нервными центрами, расположенными в продолговатом и спинном мозге.
Частота и сила сердечных сокращений в организме регулируются нервной системой Сердце иннервируется вегетативной нервной системой. Симпатические нервы
увеличивают частоту и силу сердечных сокращений, а парасимпатические — наоборот,
замедляют и уменьшают.
— задание .Вставьте пропущенное слово.
1. и. – органы кровообращения.
2. Сосуды, по которым кровь течет от сердца, называются. ; сосуды, несущие кровь к сердцу, называются. мельчайшие кровеносные сосуды – .
3. Сердце является полым мышечным органом, разделенным на. камеры, стенки. гораздо толще стенок. внутри сердца обратному току крови препятствуют. и. клапаны.
4. Сердечный цикл занимает по времени. и состоит из сокращения. – 0,1, с сокращения. – 0,3 с и паузы – .
5. Сердце способно сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, это явление называют. ; ускоряют работу сердца. нервы и гормон. а замедляют ритм импульсы. нерва и гормон.
— Вы помогали мне при объяснении, отвечали на вопросы , потому что у многих из вас пытливое сердце . Сердце человека может быть самым разным: горячим, умным, каменным, разбитым…
Перед вами листочки с сердечками напишите несколько эпитетов, которые характеризуют ваше сердце или сердце вашего друга. Листочки можете вклеить в тетрадь
5. Итог урока. Домашнее задание . п. 32
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз \»Скачать материал\».
Задачи:
— повторить строение кровеносной системы
— раскрыть связь строения сердца с его функцией, ввести понятие об автоматизме сердечной деятельности
— развивать объективное отношение учащихся к ответам своих одноклассников.
— воспитывать внимательное отношение к своему здоровью
Тип урока : комбинированный
Оборудование: разборная модель сердца, таблица «кровеносная система».
Ход урока
1.Организация класса
— сообщение темы и задач урока
2.Контроль знаний учащихся
а) Таблички-термины (дайте четкое определение каждому термину)
Лимфатические узлы- Артериальное давление крови- Вены- Артерии-
Виды кровеносных систем- Оксигемоглобин- Инфаркт миокарда –
б) Мозговая атака. Кто быстрее других вспомнит, что означают следующие цифры и числа…

http://www.metod-kopilka.ru/tema_uroka__regulyaciya_raboty_serdca_i_sosudov._avtomatizm_serdechnoy_deyatelnosti.-57995.htm

Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной деятельности. Гуморальная регуляция . Влияние мышечной нагрузки на сердце и сосуды. Значение тренировки сердца.
Помогите пожалуйста.

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

Экономь время и не смотри рекламу со Знаниями Плюс

JCJuStCrAzY

Регуляция работы сердца и сосудов — производится при помощи нервной регуляции (т.е. нервной системы). А точнее при помощи двух ее видов симпатической и парасимпатической нервной системы. Симпатическая ускоряет работу сердца, заставляя сердечную мышцу сокращаться чаще, кровь перекачивается быстрее и пульс учащается. Парасимпатическая действует с точность да наоборот.
Автоматизм сердечной деятельности — это способность сердца сокращаться по инерции, без участия организма при помощи собственных клеток (именно благодаря этой особенности и проводятся пересадки).

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас
Посмотри видео для доступа к ответу
О нет!
Просмотры ответов закончились

Подключи Знания Плюс для доступа ко всем ответам. Быстро, без рекламы и перерывов!

Не упусти важного — подключи Знания Плюс, чтобы увидеть ответ прямо сейчас

http://znanija.com/task/23835666

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов конспект

учитель биологии, высшая категория
Тема урока: Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.
Цель: Создать условия для осознания блока новой информации с помощью компьютерной презентации.
Раскрыть причины движения крови
Выяснить природу пульса
Сформировать представление об автономии сердца, местной и центральной регуляции
Проверка домашнего задания по вариантам.
Вариант 1 «Кровеносная система»
Движение крови по кровеносным сосудам.
Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате несвертываемости крови
Путь крови от левого желудочка до правого предсердия
Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов
Белые кровяные клетки
Жидкая часть крови
Группа крови универсального донора
Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок
Кровь, насыщенная кислородом
Самый крупный сосуд
Вариант 2 «Кровеносная система»
Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами
Кровь, насыщенная углекислым газом
Способность организма защищаться от инфекционного воздействия
Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания
Путь крови от правого желудочка до левого предсердия
Сосуды, несущие кровь от сердца
Красные кровяные клетки
Вещество, входящее в состав эритроцитов.
Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу
Колебания стенок сосудов, вызванные изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца
По мнению японский профессор К. Ниши, «здоровье человека зависит от того, как обращается кровь по сосудам, насколько беспрепятственно протекает она, какова скорость и сила ее движения, насколько совершенен ее состав».
«Жизнь — это и есть движение, а движение есть жизнь».
Изучение нового материала.
Что же заставляет двигаться кровь по нашим сосудам?
Разность кровяного давления
В аорте – 150 мм рт. ст.,
В крупных артерия — 120 мм рт. ст.,
В капиллярах – 30 мм рт. ст.,
В венах около 10 мм рт. ст..
Сокращение скелетной мускулатуры нижних конечностей
Присасывающая сила грудной клетки
Наличие клапанов в крупных венах
Давление крови на стенки сосудов создается силой сокращения желудочков сердца. В разных сосудах оно неодинаково. Кровяное давление наиболее высоко в аорте. По мере продвижения крови по сосудам оно постепенно уменьшается, достигая наименьшей величины в верхней и нижней полых венах.
Разность давления в различных участках кровеносной системы обеспечивает непрерывный ток крови по сосудам, из области большего давления в область меньшего.
Кровяное давление обычно измеряют в плечевой артерии с помощью манометра. У молодых здоровых людей в состоянии покоя оно равно 120 мм рт.ст. в момент сокращения сердца и 70 мм рт.ст. при расслабленном сердце.
Задание для учащихся:
Произведите расчет теоретического кровяного давления по формулам.
Формула расчета давления
АД верхнее = 1,7* возраст + 83
АД нижнее = 1,6* возраст + 42
Практическая работа: «Измерение давления с помощью прибора тонометра».
Посмотрите видеофрагмент и ответьте на вопрос: В чем причины колебания давления крови?
Работа с учебником
Прочитайте текст на с. 87-88 «Пульс»
Ответьте на вопросы:
Что такое пульс?
( Пульс – ритмические колебания стенок сосудов, возникающие при гидродинамическом ударе во время сердечного выброса.)
При каждом сокращении левого желудочка кровь с силой ударяется об упругие стенки аорты и растягивает их. Волна колебаний, возникающая при этом, быстро распространяется по стенкам артерий. Там, где крупные артерии лежат близко к поверхности тела, например на внутренней стороне запястья, висках, по бокам шеи и другим местам, прощупываются ритмические колебания стенок сосудов, называемые пульсом.
Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению. Путем подсчета пульса можно определить количество сокращений сердца в 1 мин.
Как можно доказать, что пульс зависит от колебания стенок артерий и не зависит от того, движется ли кровь в сосуде или нет?
Посмотрев видеофрагмент и измерьте ваш пульс.
Кровь по сосудам малого и большого кругов кровообращения проходит за 27 с. Однако по различным участкам кровеносного русла кровь течет с разной скоростью. В аорте она наибольшая — примерно 0,5 м/с, а в капиллярах она наименьшая — примерно 0,5-1,2 мм/с. Благодаря медленному току крови в капиллярах кислород и питательные вещества успевают проникнуть в клетки, а продукты их жизнедеятельности и углекислый газ поступить в кровь. Полный круговорот кровь по кругам кровообращения совершает за 20-25 сек. в покое.
Работа сердца. Автоматия сердечной мышцы.
Сердце в покое за сутки сокращается примерно 100000 раз. При этом оно перекачивает около 10 т крови. Сократительную функцию сердца обеспечивает сердечная мышца. Она похожа на скелетную поперечно — полосатую мышцу.
В сердечной мышце есть особые клетки, в которых периодически возникает возбуждение, передающееся на мышечные стенки обоих предсердий и желудочков. Поэтому отделы сердца сокращаются последовательно — сначала предсердия, а затем желудочки.
Способность сердца ритмически сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце, получила название автомитии сердца. Автоматия обеспечивает относительно независимую от нервной системы работу сердца.
Регуляция работы сердца.
Частота и сила сокращений сердца зависят от условий внешней и внутренней среды организма. Когда частота и сила сокращений сердца увеличиваются, в сосудистую систему выбрасывается больше крови в единицу времени. Замедление и ослабление сердечных сокращений приводит к уменьшению количества крови, поступающей в кровеносные сосуды организма. Таким образом, снабжение всех органов тела кpoвью может изменяться.
Работа сердца изменяется рефлекторно с участием автономной нервной системы. Импульсы, приходящие к сердцу по парасимпатическим нервам, замедляют и ослабляют его сокращения, а по симпатическим — усиливают и учащают их.
Гуморальная регуляция связана с гормоном надпочечников адреналином, солями кальция и другими веществами, усиливающей и учащающими сердечные сокращения. Противоположное действие на работу сердца оказывают соли калия и некоторые биологически активные вещества.
Нервная и гуморальная регуляции совместно обеспечивают очень точное приспособление деятельности сердца к условиям окружающей среды. Так, при физической работе импульсы от рецепторов мышц, сухожилий поступают в центральную нервную систему, которая регулирует работу сердца. Это усиливает поток импульсов к сердцу по симпатическим нервам. Одновременно увеличивается содержание адреналина в крови. Частота и сила сердечных сокращений возрастают. В результате удовлетворяется возросшая потребность работающих мышц в кислороде и питательных веществах.
5.Закрепление знаний (тест)
1.Непрерывность тока крови создается:
а) эластичностью сосудов;
б) сердечным ритмом;
в) минимальным трением крови о стенки сосудов.
2.Минимальным суммарным просветом обладают:
а) полые вены; б) аорта;
г) легочные артерии.
3.Скорость движения крови:
а) в аорте меньше, чем в капиллярах;
б) в венах больше, чем в капиллярах;
в) в капиллярах больше, чем в артериях.
4. Такое заболевание, как варикозное расширение вен ног наиболее характерно для:
а) людей, стоящих у станка;
5.К расширению сосудов может привести:
а) избыток кислорода; б) недостаток углекислого газа;
в) недостаток кислорода.
«Жизнь — это и есть движение, а движение есть жизнь. Зачастую один вид больного человека подтверждает слова: где нет движения, там нет жизни. Окаменевший неподвижный позвоночник. Напряженные застывшие мышцы шеи и затылка. Холодные безжизненные руки и ноги, в которых почти не циркулирует кровь. Этот человек думает, что болезнь пришла к нему откуда-то и вырвала его из нормального хода жизни. На самом деле все наоборот. Человек нарушил один из главных Законов Природы — закон движения. Он сам вырвал себя из вечно движущейся и вечно меняющейся природы. Он обрек себя на неподвижность — а значит, на болезнь».

http://doc4web.ru/biologiya/konspekt-uroka-dvizhenie-krovi-po-sosudam-regulyaciya-raboti-ser.html

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов

Урок 24. Биология 8 класс

Конспект урока \»Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов\»

Сердце человека работает на протяжении всей его жизни – во время работы, отдыха и сна. Обычно мы не думаем о нём, оно сокращается независимо от нашего сознания. Мы не можем управлять работой сердца. Но сердце не всегда работает одинаково. В полном покое оно перекачивает около 5 литров крови в минуту, а при физических нагрузках эта величина может достигать 30 литров. При волнении, переживаниях, восторге, интенсивной мышечной деятельности, физической работе, занятиях спортом частота сердечных сокращений увеличивается. Недаром говорят: «Сердце готово выскочить из груди». А во время сна частота сердечных сокращений уменьшается.
Сердце в значительной степени способно к самостоятельной регуляции силы своих сокращений.
Один из главных механизмов саморегуляции связан с изменением длины мышечных волокон миокарда. Чем больше крови притекает к сердцу во время расслабления, тем больше растянуты мышечные волокна и тем сильнее они сокращаются.
[/i]
Увеличение силы сокращения сердечной мышцы в ответ на её растяжение называется [i]законом сердца
. Благодаря такому механизму сердце работает как насос, который прокачивает поступающую к нему кровь.
Хоть сердце и имеет свою собственную систему регуляции, для его нормальной работы необходим контроль нервной системы. Она приспосабливает силу и частоту сердечных сокращений к запросам работающих органов. Когда человек отдыхает, сердце работает медленнее, при физической нагрузке сердце работает сильнее и чаще.
Так происходит потому, что к сердцу подходят два нерва: симпатический, который ускоряет деятельность сердца, и блуждающий (или парасимпатический), замедляющий сердечную деятельность.

Влияние нервной системы на деятельность сердца легко установить в экспериментах на животных. Если у собаки или крысы раздражать электрическим током блуждающий нерв, то сокращения сердца становятся более редкими и менее сильными. При стимуляции симпатических нервов, идущих к сердцу, его сокращения учащаются и усиливаются.
Работа сердца регулируется не только нервным, но и гуморальным путём, который осуществляется через кровь. Например, надпочечники вырабатывают гормон адреналин, который усиливает и учащает сердечные сокращения.
А гормон ацетилхолин снижает частоту сердечных сокращений.
Способность к работе сердечной мышцы зависит от ионного состава крови. Увеличение концентрации ионов калия тормозит работу сердца, а избыток ионов кальция, наоборот, усиливает его работу.

Сердце человека адаптируется к физическим нагрузкам только при условии согласованных действий собственно сердечных, нервных и гуморальных механизмов регуляции функций.
Если извлечь сердце из трупа недавно погибшего человека и пропустить через его сосуды питательную жидкость, которая обогащена кислородом, то оно может некоторое время сокращаться вне организма. Это происходит потому, что в мышце сердца находятся особые структуры, способные обеспечивать его работу.
Способность сердца ритмически возбуждаться без внешних раздражений под влиянием импульсов, возникающих в нём самом, называется автоматизмом.
Регуляция работы кровеносных сосудов также осуществляется нервным и гуморальным путём.
Симпатический нерв усиливает деятельность сердца, но при этом сужает сосуды, отходящие от него. В результате этого повышается давление на стенки сосудов.
Когда оно достигает максимального уровня, в работу включается блуждающий нерв, который ослабляет деятельность сердца и в тоже время расширяет просвет кровеносных сосудов.
Гормон адреналин сужает большинство сосудов (артерии кожи, органов брюшной полости и лёгких). Ацетилхолин, наоборот, расширяет протоки кровеносных сосудов.
Интенсивность поступления крови в ткани зависит от их потребности в питательных веществах и кислороде, а также от накопления продуктов обмена.
У человека в состоянии покоя заполнено кровью только около 30 процентов капилляров. Увеличение содержания продуктов обмена веществ в тканях приводит к расширению функционирующих сосудов и заполнению кровью незаполненных капилляров и артериол.

В стенках большинства сосудов находится гладкая мышечная ткань. Благодаря её сокращению и расслаблению происходит изменение диаметра сосудов. В стенках капилляров нет мышечного слоя, поэтому величина их просвета зависит от давления в артериолах и лежащих рядом тканях.
Когда происходит расширение сосудов в одних участках тела, то в других участках наблюдается их рефлекторное сужение.
Именно по этой причине после приёма пищи мышцы тела получают меньшее количество крови, чем пищеварительная система, и, наоборот, при физической нагрузке органы брюшной полости хуже снабжаются кровью, чем мышцы.
Главным отделом нервной системы, который отвечает за работу сосудов, является сосудодвигательный центр.
Он расположен в продолговатом мозге. Его активность регулируется нервными импульсами, которые поступают от чувствительных нервов и других отделов центральной нервной системы. Свидетельством таких явлений является покраснение или, наоборот, бледность кожи лица при волнении или испуге.
Итог урока. Сердце обладает автоматизмом – сокращается под влиянием раздражений, возникающих в нём самом. Нормальная работа сердца возможна только при условии согласованных действий собственно сердечных, нервных и гуморальных механизмов регуляции функций. Симпатический нерв ускоряет и увеличивает работу сердца и сужает просвет сосудов, блуждающий нерв – тормозит работу сердца и расширяет кровеносные сосуды. На сердце и сосуды также влияют гуморальные факторы, например адреналин и ацетилхолин, соли кальция и калия.

http://videouroki.net/video/24-rieghuliatsiia-raboty-sierdtsa-i-krovienosnykh-sosudov.html

8 класс. Биология. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов

8 класс. Биология. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов

Вопросы

Задай свой вопрос по этому материалу!

Поделись с друзьями

Комментарии преподавателя

1. Вступление

В 1543 году А. Ве­за­лий вы­пу­стил труд о стро­е­нии че­ло­ве­че­ско­го тела, чем по­ло­жил на­ча­ло на­уч­ной ана­то­мии (см. Рис. 1).
Од­на­ж­ды Ве­за­лий про­во­дил вскры­тие трупа с целью уста­нов­ле­ния его смер­ти, но после вскры­тия груд­ной клет­ки он об­на­ру­жил бью­ще­е­ся серд­це. Тогда ин­кви­зи­ция об­ви­ни­ла его в убий­стве че­ло­ве­ка и при­го­во­ри­ла к дли­тель­но­му па­лом­ни­че­ству.
Это объ­яс­ня­ет­ся ав­то­ма­ти­ей серд­ца.

2. Автоматия сердца

По­ми­мо мы­шеч­ных во­ло­кон, в нем есть вы­со­ко­воз­бу­ди­мые мы­шеч­ные струк­ту­ры, ко­то­рые са­мо­сто­я­тель­но спо­соб­ны ге­не­ри­ро­вать нерв­ные им­пуль­сы – во­ди­те­ли ритма – пей­сме­ке­ры (см. Рис. 2).

В серд­це 2 таких об­ра­зо­ва­ния – си­но­ат­ри­аль­ный и ат­ри­о­вен­три­ку­ляр­ный узлы. Си­но­ат­ри­аль­ный узел на­зы­ва­ют глав­ным во­ди­те­лем ритма, так как он пер­вый ге­не­ри­ру­ет нерв­ный им­пульс и по­след­ним пе­ре­ста­ет это де­лать при оста­нов­ке серд­ца.
Мышцы пред­сер­дия и же­лу­доч­ка пол­но­стью раз­де­ле­ны со­еди­ни­тель­но­ткан­ной пе­ре­го­род­кой, и их связь осу­ществ­ля­ет­ся толь­ко через ат­ри­о­вен­три­ку­ляр­ный узел (см. Рис. 3).

Пе­ре­да­ча им­пуль­са от си­но­ат­ри­аль­но­го узла к ат­ри­о­вен­три­ку­ляр­но­му про­ис­хо­дит с за­держ­кой 0,15 се­кунд. По­это­му со­кра­ще­ние пред­сер­дий за­кан­чи­ва­ет­ся рань­ше, чем на­чи­на­ет­ся со­кра­ще­ние же­лу­доч­ков.
Ав­то­ма­тия серд­ца – спо­соб­ность ор­га­на рит­мич­но воз­буж­дать­ся без внеш­них раз­дра­же­ний.

3. Нервная и гуморальная регуляция

Нерв­ная си­сте­ма вли­я­ет на сер­деч­ный ритм, но не спо­соб­на ре­гу­ли­ро­вать по­ря­док со­кра­ще­ния ча­стей серд­ца. Так, при фи­зи­че­ских на­груз­ках серд­це ра­бо­та­ет чаще, а во время от­ды­ха ЧСС сни­жа­ет­ся.
Это свя­за­но с тем, что к серд­цу под­хо­дят 2 нерва: сим­па­ти­че­ской НС и па­ра­сим­па­ти­че­ской НС (блуж­да­ю­щий нерв), сим­па­ти­че­ский нерв уско­ря­ет ра­бо­ту серд­ца, а па­ра­сим­па­ти­че­ский ее за­мед­ля­ет.
Ра­бо­та серд­ца за­ви­сит не толь­ко от фи­зи­че­ской на­груз­ки, но и от эмо­ци­о­наль­но­го со­сто­я­ния че­ло­ве­ка.
На ра­бо­ту серд­ца вли­я­ют 2 гор­мо­на: ад­ре­на­лин и аце­тил­хо­лин.
Ад­ре­на­лин уве­ли­чи­ва­ет ЧСС, рас­ши­ря­ет круп­ные кро­ве­нос­ные со­су­ды и сужа­ет мел­кие.
Аце­тил­хо­лин сни­жа­ет ЧСС и рас­ши­ря­ет про­то­ки кро­ве­нос­ных со­су­дов.
Таким об­ра­зом, можно сде­лать вывод, что ра­бо­та серд­ца сов­мест­но ре­гу­ли­ру­ет­ся нерв­ной и гу­мо­раль­ной си­сте­мой.

http://www.kursoteka.ru/course/2890/lesson/9365/unit/23604

Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов

В ходе этого урока мы узнаем о том, каким образом работает наше сердце. А также узнаем, каким образом осуществляется регуляция его деятельности.
Тема: Кровь и кровообращение
Урок: Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов

Вступление

В 1543 году А. Везалий выпустил труд о строении человеческого тела, чем положил начало научной анатомии (см. Рис. 1).
Однажды Везалий проводил вскрытие трупа с целью установления его смерти, но после вскрытия грудной клетки он обнаружил бьющееся сердце. Тогда инквизиция обвинила его в убийстве человека и приговорила к длительному паломничеству.
Это объясняется автоматией сердца.

Автоматия сердца

Помимо мышечных волокон, в нем есть высоковозбудимые мышечные структуры, которые самостоятельно способны генерировать нервные импульсы – водители ритма – пейсмекеры (см. Рис. 2).

В сердце 2 таких образования – синоатриальный и атриовентрикулярный узлы. Синоатриальный узел называют главным водителем ритма, так как он первый генерирует нервный импульс и последним перестает это делать при остановке сердца.
Мышцы предсердия и желудочка полностью разделены соединительнотканной перегородкой, и их связь осуществляется только через атриовентрикулярный узел (см. Рис. 3).

Передача импульса от синоатриального узла к атриовентрикулярному происходит с задержкой 0,15 секунд. Поэтому сокращение предсердий заканчивается раньше, чем начинается сокращение желудочков.
Автоматия сердца – способность органа ритмично возбуждаться без внешних раздражений.

Нервная и гуморальная регуляция

Нервная система влияет на сердечный ритм, но не способна регулировать порядок сокращения частей сердца. Так, при физических нагрузках сердце работает чаще, а во время отдыха ЧСС снижается.
Это связано с тем, что к сердцу подходят 2 нерва: симпатической НС и парасимпатической НС (блуждающий нерв), симпатический нерв ускоряет работу сердца, а парасимпатический ее замедляет.
Работа сердца зависит не только от физической нагрузки, но и от эмоционального состояния человека.
На работу сердца влияют 2 гормона: адреналин и ацетилхолин.
Адреналин увеличивает ЧСС, расширяет крупные кровеносные сосуды и сужает мелкие.
Ацетилхолин снижает ЧСС и расширяет протоки кровеносных сосудов.
Таким образом, можно сделать вывод, что работа сердца совместно регулируется нервной и гуморальной системой.
Список литературы
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа.
2. Пасечник В.В., Каменский А.А., Швецов Г.Г. / Под ред. Пасечника В.В. Биология. 8. – М.: Дрофа.
3. Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. 8. – М.: Вентана-Граф.
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
1. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8. – М.: Дрофа. – С. 114, задания и вопрос 5.
2. Как нервная система регулирует деятельность сердца?
3. Что такое пейсмекеры? Где они расположены?
4. Подготовьте небольшое сообщение о нарушениях автоматии сердца.
Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

http://interneturok.ru/lesson/biology/8-klass/tema-5-krov-i-krovoobrawenie/regulyatsiya-raboty-serdtsa-i-krovenosnyh-sosudov

Урок биологии на тему \»Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов\» (8 класс)

Столичный учебный центр
г. Москва
Биология 8 класс
Тема: Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.
Цель: сформировать представления о нейрогуморальной регуляции работы сердца и автоматизме сердечной деятельности.
сформировать представления о нейрогуморальной регуляции работы сердца и автоматизме сердечной деятельности;
указать связь местной и центральной, нервной и гуморальной регуляции;
учить пользоваться функциональными пробами для самоконтроля своего физиологического состояния и тренированности, выполнять лабораторные работы, интерпретировать результаты опытов и делать выводы.
развивать память, речь, мышление, аналитико – синтетические умения, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, составлять схемы, выделять главное, работать с различными источниками информации; компетентность школьников; творческие способности (составлять графические конспекты, обдумывать проблемные вопросы);
развивать познавательный интерес к предмету и своему организму средствами наглядности, ИКТ, использованием цитат, проблемных вопросов, опытов ученых, выполнением лабораторных работ;
Воспитывать дисциплинированность, культуру умственного труда, самостоятельность, трудолюбие, уважение к выступающему;
Воспитывать чувство ответственности за свое здоровье.
Оборудование: демонстрационное – презентация, видеофрагмент «Гуморальная регуляция работы сердца» (ЭОР «Биология 8 класс» изд-во Дрофа); иное — карточки опроса д/з, цветные мелки.
Понятия (новые): автоматизм, симпатический и блуждающий нерв, гуморальная регуляция, адреналин, ацетилхолин, абстиненция.
Тип урока – комбинированный урок
Методы, приемы и оборудование
Эмоциональный настрой на урок
— беседа с дежурным.
Индивидуальный опрос у доски
Карточка опроса д/з
Индивидуальный опрос по карточке
Работа с обратной стороны доски
Карточка опроса д/з, цветные мелки
Проверка домашней задачи
Ответ у доски и по карточке
Дополнение и корректировка
I Проверка домашнего задания
1.Индивидуальный опрос у доски
Дать развернутый ответ на вопросы:
— Что является причиной движения крови по сосудам?
— Как изменяется давление крови в разных сосудах?
— Что произошло бы с кровотоком, если давление в местах, где начинается и кончается его движение, было бы одинаковым?
— Каким прибором и в какой последовательности измеряют артериальное давление?
— Как изменяется скорость кровотока в артериях, капиллярах и венах?
2.Индивидуальный опрос по карточке (на доске)
Задание: какой путь (через какие сосуды и отделы сердца) пройдет с кровью до мышц ног лекарство, если его ввести в мышцы руки? Объясните и нарисуйте цветными мелками схему, условно изобразив руку, ногу, легкие и сердце. Стенки сосудов и сердца обозначьте одной линией, стрелочками – направление движения, артериальную кровь – красным цветом!
— Что такое артериальное давление?
— Какое артериальное давление считается верхним, а какое – нижним?
— Какие заболевания, связанные с нарушением артериального давления вы знаете? В чем их причина?
— Почему участок сердечной стенки, восстановившейся после перенесенного инфаркта, не может сокращаться?
— Что такое пульс? Где его можно прощупать?
— В чем причина пульса?
— Почему при переходе от одной деятельности к другой меняется кровоснабжение органов?
— Каким опытом это можно доказать?
Решение домашней задачи: Известно, что сердце человека сокращается в среднем 70 раз в минуту. При каждом сокращении выбрасывается 150 см 3 крови. Какой объем крови прокачивает ваше сердце за время 6 уроков в школе?
(70 ударов X 150 см 3 = 10500 см 3 — объем крови за одну минуту;
6 уроков X 40 минут = 240 минут – составляют все уроки;
240 минут X 10500 см 3 = 2 520 000 см 3 = 2520 литров)
4.Ответ у доски и по карточке. Микроитог .
Сообщение темы урока
Постановка проблемы урока
Сообщение исторического факта
Обсуждение проблемного вопроса в группах, анализ подсказок
На слайде — подсказки
Высказывание своих предположений
Запись темы в тетрадь
I I Работа по теме урока
1)Сообщение темы, постановка проблемы урока
С очень давних времен люди пытались познать свой организм, интересовались функциями различных органов и, конечно, работой сердца. Нет почти ни одного мыслителя древнего мира, который не затрагивал бы этих вопросов. Среди ярких имен эпохи Возрождения видное место занимает имя Андреаса Везалия – врача, основателя научной анатомии.
Блестящие исследования Везалия привели к столкновению с католической церковью. Доведенный своими врагами до отчаяния, он прекратил научную деятельность в Италии, сжег свои рукописи и стал придворным врачом в Мадриде, где и произошло событие, послужившее поводом для суда инквизиции над гениальным анатомом.
Однажды Везалий вскрыл труп, чтобы установить причину его смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце! Инквизиция обвинила Везалия во вскрытии живого человека и приговорила к паломничеству в Палестину, из которого он не вернулся.
Но почему же все-таки сокращалось сердце трупа? Неужели выдающийся врач, каким был Андреас Везалий, принял за мертвеца живого человека? Ответить на этот вопрос не мог никто, даже сам Везалий, ведь уровень знаний той эпохи был еще очень низок. Ответ на него человечество получило лишь только через три столетия.
— Как объяснить роковой случай с Везалием? (обсуждение в группах)
На доске – подсказки:
1.Сердце животных, например, лягушки, можно долго сохранять работающим в физиологическом растворе для холоднокровных. При этом последовательность сокращений отделов сердца сохраняется.
2.Также можно сохранить изолированным сердце и у теплокровных, хотя состав физиологического раствора для них несколько иной.
3.Если сердце лягушки разрезать на части – отдельные его части также будут сокращаться.
— Эти факты свидетельствуют о том, что сердце имеет собственный «встроенный» в него механизм, возбуждающий сокращения мышечных волокон.
Сегодня на уроке мы поговорим о регуляции работы и гигиене сердца и сосудов. Тема урока «Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов»
Работа с новым понятием
Работа с новыми понятиями
Работа с графическим конспектом – схемой
Графический конспект на слайде
2)Понятие об автоматии сердца. Нервная регуляция.
Способность органа ритмически возбуждаться без внешних раздражений под влиянием импульсов, возникающих в нем самом, называют автоматизмом . Автоматизмом обладает и сердце.
Автоматизм обеспечивается особыми мышечными волокнами (узлами) в разных частях правого предсердия , способными самовозбуждаться.
Синоатриальный узел называют водителем сердечного ритма, так как именно в нем зарождается каждая волна возбуждения; при остановке сердца этот участок последним перестает биться. Местонахождение: в правом предсердии, у места впадения верхней полой вены).
От этого узла отходит пучок специализированных волокон – путь, по которому волна возбуждения передается от предсердий к желудочкам. Передача импульса происходит с задержкой в 0,15 с, благодаря чему систола предсердий заканчивается раньше, чем начинается систола желудочков.
Атриовентрикулярный узел находится в правом предсердии, у перегородки, отделяющей предсердие от желудочка.
Демонстрация картинки с изображением местонахождения узлов
ЦНС не изменяет последовательность сокращений камер сердца, однако, влияет на ритм сокращений. Нервы вегетативной нервной системы: симпатический – ускоряющий работу сердца, сужает артериальные сосуды, кровяное давление повышается; блуждающий (парасимпатический) – замедляющий работу сердца, расширяет просвет артериальных сосудов, давление понижается. Но было бы ошибочно думать, что в целом организме сердца работает самостоятельно, независимо от общего состояния организма. Работа сердца находится под контролем ЦНС, и его деятельность изменяется под влиянием возбуждения, которое поступает из головного мозга. Это позволяет сердечно – сосудистой системе постоянно приспосабливаться к меняющимся условиям внешней и внутренней среды. Таким образом, обеспечивается нервная регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.
На доске – часть графического конспекта :

http://infourok.ru/urok-biologii-na-temu-regulyaciya-raboti-serdca-i-krovenosnih-sosudov-klass-631496.html

1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (Поки оцінок немає)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector